Письма в редакцию: "После просмотра злосчастного фильма Лунгина я просто не мог промолчать"
Опубликовано monarxist в 30 ноябрь, 2009 - 13:59.
В последние дни мне попалось
несколько рецензий на просмотр фильма Павла Лунгина «Царь». Мысли в
них высказывались совершенно разнополярные, если так можно выразиться,
авторами, не однозначные, но во многом совпадающие… Причем авторы – это и публика
с развлекательных ресурсов сети и представители Православного интернета…
И вот буквально вчера я наконец-то сам посмотрел данный фильм. Не хочу сказать,
что сел я за просмотр с уже сформированным мнением, или с ожиданием
«картинок по написанному»… хотя конечно абсолютно отключить
память не удалось. Фигура Иоанна IV Грозного меня интересует достаточно
давно, первую книгу о нем я прочитал в 1988 году, так что, помимо прочитанных
рецензий я имел и достаточно веские представления о Царе свои собственные. Митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн пишет: «И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ, и тьма не объяла
его" (Ин. 1:5). Это евангельское изречение, пожалуй, точнее всего передает
суть многовекового спора, который ведется вокруг событий царствования Иоанна
Грозного. С "легкой" руки Карамзина стало считаться признаком
хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской. Даже самые
консервативные историки-монархисты считали своим долгом отдать дань русофобской
риторике, говоря о "дикости", "свирепости",
"невежестве", "терроре" как о само собой разумеющихся
чертах эпохи. И все же правда рвалась наружу. Свет беспристрастности время от
времени вспыхивал на страницах исследований среди тьмы предвзятости, разрушая
устоявшиеся антирусские и антиправославные стереотипы.» http://ryibak.pravoverie.ru/node/299Сразу скажу
– да, да и еще раз да, полностью подтвердились мысли ВСЕХ авторов
прочитанных мной рецензий – фильм весьма далек от исторического
документализма. Режиссеру надо было в названии добавить строки… ну что-то
типа «авторский взгляд» или «режиссерская интерпретация» и т.п. И в этом смысле в фильме есть «три
кита» - три не просто каменных или железных, а прямо железобетонных,
1000-процентных исторических казуса:1.
Фильм начинается с бегущих по экрану титров о том, что
якобы в 1565 году польский король Сигизмунд завоевывает русские города, в
стране царит голод, опричники залили страну кровью. Как результат –
поляки захватывают стратегически важный Полоцк, что приводит к ужесточению
террора. На самом же деле война для России шла успешно, русские заняли у
поляков города в Прибалтике, а Полоцк останется во владении России еще 14 лет
– до 1579 года. А вот то, что в
этом же году в стране начинается книгопечатание - в кадр не помещается.2.
Факт избиения опричниками во главе с Царем митрополита
Филиппа в храме и сцена посещения свергнутого митрополита Государем не имеет
никаких документальных подтверждений, равно как и то, что Царь Иоанн IV имел
какое-то отношение к смерти митрополита Филиппа.
То есть – это вообще
целиком выдумка авторов. Например «Соловецкое житие» утверждает,
что "никто не был свидетелем того, что произошло". (Федотов Г. П.
Святой Филипп, митрополит Московский.-М., 1991, с. 80-81; Преподобный игумен
Филипп. - В кн.: Соловецкий патерик. - М.: Синодальная библиотека, 1991. - С.
64; Житие святителя Филиппа, митрополита Московского. - В кн.: Бехметева А. Н.
Жития святых. - М., 1897. - С. 61. Федотов Г. П. Указ. соч., с. 82-83.)
И еще,
не хотел «подробничать», хотел «крупными мазками»
отразить, но не могу удержаться: чтобы осудить и низложить Святителя Филиппа,
Пимен Новгородский (в том же "житие" говорится, что он первый после
Митрополита иерарх Русской Церкви, мечтал "восхитить его престол"),
Пафнутий Суздальский, Филофей Рязанский и духовник Грозного (который был
главным "нашептывателем" против Свят. Филиппа перед Царем:
"непрестанно яве и тайно нося речи неподобныя Царю на Св. Филиппа") стали
клеветать на Митрополита Царю. Однако, не добившись ничего, отправили
«посольство» в Соловецкий Монастырь, где им удалось подкупить
несколько монахов монастыря (кого, обещанием Арихиереского Сана, кого деньгами)
и те дали ложные показания на Соборе.
Показательно, что даже Церковные
историки, с ярко выраженным негативным отношением к Царю Иоанна, по этому
поводу печально констатировали: "Святому исповеднику выпало испить всю
чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором Русской Церкви и
оклеветанным своими духовными детьми". (Федотов Г. П. Святой Филипп,
Митрополит Московский. - М.:1991. - с.78.)3.
Ну и конечно так любимые всеми «обличителями»
Иоанна IV массовые казни. Согласно историческим
источникам, за весь период правления Царя Иоанна Васильевича было казнено не
более 4-5 тысяч человек. Что ни в какое сравнение не идёт с правлением,
например, современника царя Иоанна IV, французского короля Карла IX, по
распоряжению которого за одну Варфоломеевскую ночь католики [латиняне] перебили во Франции
30000 протестантов. В том же XVI веке в Англии только за бродяжничество были
повешены 70000 человек. Эти цифры доказывают, что особая
"кровожадность" Грозного Царя – домыслы фальсификаторов.Какого же я увидел в фильме… Это безумный
царь-параноик с вечно открытым ртом, из которого (НУ ПОЧЕМУ???????????) торчит
один гнилой клык, его злобная истеричка-царица, кровожадные
псы-опричники… Постоянные мелькания отрубленных голов, драк, крови... а
русский народ вообще выглядит как дикое кровожадное быдло. В фильме как и сериале, недавно прошедшем по ТВ, Царь Иоанн
IV Васильевич представлен душевнобольным, не способным к государственным делам
маньяком-садистом. Вы обратите внимание на дату повествования! Вместо 35-летнего мужа (действие картины начинается в 1565 г., и впереди у
Грозного ещё почти 20 лет правления – до 1584 г.), перед зрителями
– старик-неврастеник!!!Просто не хватает слов для возмущения тем, что на
протяжении всего повествования имеющиеся информационные бреши в исторических
документах создатели фильма восполняют своими СОБСТВЕННЫМИ домыслами. Пример?
Пожалуйста – эпизод о якобы имевшем место сожжении царскими опричниками
монастырской церкви, в которой, мол, тайно был погребён опальный Митрополит.
Причём вместе с храмом якобы была заживо сожжена и находившаяся в нём братия
обители… Ну не было этого.Когда смотрел титры и в качестве консультантов увидел
представителей РПЦ… возникли еще вопросы уже с Церковной стороны… 1.
Почему церковнославянские молитвы в фильме звучат
по-никониански, т. е. в редакции, принятой со второй половины XVII в.?2.
Почему известные слова Священного Писания влагаются в уста Государя как цитата, но звучат как весьма свободное переложение? Я имею в виду
прозвучавшее с экрана: "Ибо написано: всякая власть от Бога" (в
Апостоле: "Несть бо власть, аще не от Бога" (по-церковнославянски),
или же "Нет власти не от Бога" (по-граждански, или в т. н. синодальном
переводе). Царь очень хорошо знал КАК написано.3.
Почему епископы в саккосах, а не в фелонях? Как известно,
саккосы стали "общеархиерейским" облачением в Русской Церкви лишь с 1705 г.4.
Почему идея построения "Нового Иерусалима" и её
бредовое (именно так воспринимается в фильме) воплощение приписаны Иоанну
Грозному? Всё это, как известно, – плод трудов вовсе не Царя, а…
Патриарха Никона (1652–1666 гг.).5.
Да будет известно, что опричная
"братия" носила монашеские скуфейки и черные подрясники. Жизнь в
слободе, как в монастыре, регулировалась общежительным уставом, написанным
лично Царем. Иоанн сам звонил к заутрене, в церкви пел на клиросе, а после
обедни, во время братской трапезы, по древней иноческой традиции читал для
назидания жития святых и святоотеческие поучения о посте, молитве и
воздержании.6.
Пока еще не совсем я определился с сомнениями по поводу
правильности наложения крестного знамения Митрополитом, так что по этому
моменту пока промолчу…Промолчу и о военных походах Царя, об этом есть много
исторических летописей и в фильме о них, как и обо всем ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
историческом, забыли. Все время хочется спросить, а почему ВООБЩЕ никто из тех
«художников» кто снимал за последние годы сериальчики и фильмики о
Царе, ну просто напрочь забывают о том, что именно при этом Царе территория государства увеличилась в 2 раза
– с 2,8 млн кв. км до 5,4 млн кв. км, были завоеваны царства Казанское,
Астраханское, Ногайская орда, Северный Кавказ, Западная Сибирь, население
увеличилось более чем на 30%, введена выборность местной администрации, создана
сеть начальных школ, организовано книгопечатание, создана почтовая служба,
регулярная армия, возведено более 40 каменных церквей небывалой по тем временам
красоты; основано свыше 60 монастырей; было прославлено 39 Русских Святых
(ранее чтили 22), в их числе был прославлен в 1547 г. Св. Благоверный
Князь Александр Невский; было построено 155 крепостей и 300 новых городов;Были
изданы Степенная книга; Лицевой Летописный Свод; Судебник; Стоглав;
Четьи-Минеи; Домострой; были созваны Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553,
1562 годах. На них были положены основы Церковного и Державного строительства
Святой Руси, как Третьего Рима и Второго Иерусалима.Да,
его личность весьма не однозначна, и тут можно долго рассуждать о личном
моральном облике, о каких-то спонтанных поступках, но одно должно быть понятно
всем - Иоанн Грозный был великий государственный деятель и настоящий патриот. После фильма пошел умыться… Было ощущение что
запачкался…Да, чуть не
забыл…. Так, для справки, уверен – никто из прочитавших не знал,
что как местночтимый Святой Московской епархии Иоанн IV почитался со времен патриарха Филарета, когда и была написана его икона-фреска
в Грановитой палате Московского Кремля. По этой теме кто интересуется может
без труда отыскать и прочитать труд «Царь Иоанн Грозный в иконографии XVI-XVII вв.». А что касаемо относительно недавнего прошлого -
на готовящемся Соборе 1917-1918 гг. под покровительством Царя Николая II и по личному ходатайству Царицы Александры
готовилось общероссийское прославление Святых Благоверных Царя Иоанна Грозного
и Императора Павла Первого…Вот… Нет, еще не все,
вот Вам уважаемый читатель еще один факт:Святитель
Димитрий Ростовский (+1709), который тщательнейшим образом изучил все имевшиеся
факты и документы по вопросу отношений Царя и Митрополита Филиппа, составил
житие Свят. Филиппа. Так вот в этом последнем канонически безупречном тексте
жития нигде не упоминает о том, что Царь как-либо причастен к кончине
Митрополита. Все дело в том, что в начале XX века профессора, так сказать
«переводившие» труд Святителя (он написан на Церковно-Слвянском
языке) на русский язык совершили явный подлог: они, под предлогом
«исправления ошибок» Святителя, вместо жития Димитрия Ростовского
(где черным по белому говорится о невиновности Царя), вставили, дополненное
Карамзиным «соловецкое житие». Увы, сейчас переиздается именно
этот, «исправленный» в начале XX века, текст Четьих Миней, который
к Свят. Димиртрию Ростовскому вообще не имеет никакого отношения…Теперь все… пока все.27.11.09. Бычков Александр Алексеевич
|