Пропустить навигацию.
Главная

Значеніе крещенія Христа въ дѣлѣ искупленія

Іисусъ живота начальникъ разрѣшити осужденіе грядетъ Адама первозданнаго, очищеній же яко Богъ не требуя, падшаго очищаетъ во Іорданѣ, въ немъ же вражду убивъ преимущъ всякъ умъ миръ даруетъ.

Въ этомъ церковномъ стихѣ канона праздника Богоявленія указуется и прославляется искупительное значеніе крещенія Христова во Іорданѣ.

Іисусъ живота начальникъ. Іисусъ, яко Богъ, есть Творецъ всего міра, слѣдовательно Онъ есть Начальникъ или Виновникъ жизни всѣхъ существъ одушевленныхъ и неодушевленныхъ, наполняющихъ вселенную. Но въ разсматриваемомъ стихѣ разумѣется не всякая жизнь, но жизнь человѣческая, имѣющая начало отъ Христа: «Имъ мы живемъ, движемся и существуемъ» (Дѣян. XVII, 28). 

Человѣкъ сотворенъ для жизни вѣчно-блаженной не только по душѣ, но и по тѣлу. Такова и была жизнь его въ раю до грѣхопаденія. По душѣ она поддерживаема была тѣснымъ общеніемъ съ Богомъ, Который относился къ нему, какъ родной отецъ къ дѣтямъ, бесѣдовалъ съ нимъ лицомъ къ лицу, а по тѣлу поддерживаема была плодами древа жизни, питаясь которыми, человѣкъ былъ бы безболѣзненъ и безсмертенъ. 

Но недолго человѣкъ наслаждался блаженною жизнію въ раю. За грѣхопаденіе первозданный Адамъ изгнанъ былъ изъ рая и не только себя самого подвергъ осужденію отъ Бога на смерть тѣлесную и на лишеніе благодати Божіей, но и все свое потомство, которое наслѣдовало отъ него грѣхъ, ибо всѣ мы въ беззаконіяхъ рождаемся и во грѣхахъ зачинаемся, — и съ грѣхомъ получаемъ смерть тѣлесную и духовную, состоящую въ нравственномъ удаленіи отъ Бога. 

Падшему человѣку грозила вѣчная погибель, одинаковая участь съ діаволомъ. Но милосердый Господь, не хотящій смерти грѣшника и желающій всѣмъ спасенія, еще въ предвѣчномъ совѣтѣ положилъ спасти человѣка чрезъ Единороднаго Сына Своего. Онъ такъ возлюбилъ людей, созданныхъ по Его образу и подобію, что Сына Своего Единороднаго для спасенія не пожалѣлъ, но предалъ Его за насъ на уничиженіе и страданія во образѣ человѣческомъ, да «всякъ, вѣрующій въ Него, не погибнетъ, но имать животъ вѣчный». Онъ явился на землѣ въ семъ образѣ для нашего искупленія. 

Къ числу искупительныхъ Его дѣйствій относится крещеніе во Іорданѣ. Спустя тридцать лѣтъ Своей земной жизни, Онъ грядетъ на Іорданъ, чтобы разрѣшить, то-есть уничтожить, «осужденіе Адама первозданнаго». Для снятія сего осужденія Ему надлежало очистить первозданнаго Адама въ лицѣ его потомства отъ грѣховъ, и вотъ, Онъ очищаетъ отъ грѣховъ падшаго Адама, принимая крещеніе покаянія въ водахъ Іорданскихъ. Самъ Онъ не имѣлъ нужды въ этомъ очищеніи. «Очищеній Онъ, какъ Богъ, не требовалъ». Крещеніе было соединено съ покаяніемъ во грѣхахъ и исповѣданіемъ ихъ. Грѣховъ Онъ, святѣйшій по существу, не имѣлъ, и каяться Ему было не въ чемъ. 

Но, будучи безгрѣшенъ, Онъ взялъ на Себя одного грѣхи всего міра и, погружаясь въ водахъ Іордана, Онъ въ Своемъ лицѣ омывалъ отъ сквернъ грѣховныхъ всѣхъ людей. Его крещеніе имѣло очистительную силу не для Него лично, а для всѣхъ грѣшниковъ, имѣющихъ увѣровать въ Него, какъ въ Искупителя. На крестѣ Онъ искупилъ людей Своею кровью, а во Іорданѣ водою. Какъ крестною смертію Онъ примирилъ людей съ Богомъ, разгнѣваннымъ грѣхами ихъ, такъ и крещеніе въ водахъ Іордана имѣло цѣлью то же примиреніе. 

Чрезъ грѣхопаденіе человѣкъ поставилъ себя во враждебное отношеніе къ Богу и навлекъ на себя праведный гнѣвъ Его, ибо перешелъ на сторону врага его. Во Іорданѣ Христосъ «убилъ эту вражду» и возстановилъ миръ Бога съ человѣкомъ, миръ всякъ умъ преимущій, то-есть столь глубокій, что превышаетъ всякое разумѣніе. Какъ сообщается намъ этотъ миръ? Благодатію Святаго Духа, даруемою намъ въ таинствахъ святой Церкви, начиная съ крещенія. Эта спасительная благодать есть плодъ искупительныхъ заслугъ Іисуса Христа. (Костром. поуч. за 1898 г., еписк. Виссаріона).

Праздникъ Крещенія Господня.


«Явился еси днесь вселеннѣй и свѣтъ Твой, Господи, знаменася на насъ».

Праздникъ Крещенія Господня назывался древле Днемъ Свѣтовъ.

Крещеніе Христово — начало нашего просвѣщенія — явленіе Христа міру, открытіе Святой Троицы людямъ.

«Почему, — вопрошаетъ Златословесный Учитель, — не день, въ который родился, но день, который крестился, Богоявленіемъ нарицается? Потому что теперь явился Онъ міру».

Хотя, когда Христосъ тайно родился въ вертепѣ, звѣзда открыла о томъ волхвамъ и ангелы возвѣстили о томъ пастырямъ, но до наступленія положеннаго для того времени какъ бы скрывался отъ остального міра Христосъ, то таясь и бѣгая отъ Ирода, то ничѣмъ не выдѣляясь среди окружающихъ людей, пребывая въ домѣ мнимаго отца Своего Іосифа. А нынѣ является міру Христосъ, съ сего дня начинаетъ открыто учить, совершать чудеса и грядетъ пострадать за родъ человѣческій, проповѣдуя и совершая спасеніе наше.

Явленіе Христа и начало Его служенія соединяется съ явленіемъ Святой Троицы: «Троицы явленіе во Іорданѣ бысть». Ветхозавѣтное Писаніе лишь неясно и прикровенно возвѣщало о Ней. Нынѣ же явно являются Три Лица Святой Троицы.

Послужить Христу въ сей великій день и пріуготовить путь Ему посланъ былъ Богомъ Іоаннъ Предтеча. Онъ своею проповѣдью возбудилъ сердца людскія въ странѣ Израильской къ особо напряженному ожиданію Мессіи. Онъ подготовилъ первыхъ учениковъ Его. Онъ же и объявилъ людямъ, что пришелъ Мессія и указалъ Его, говоря: «Се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра».

Іоаннъ указывалъ на высокое достоинство грядущаго Спасителя міра: «Ему нѣсмь достоинъ преклонся разрѣшити ремень сапогъ Его», говорилъ онъ. Высказываетъ онъ тѣми словами свое смиренное почитаніе Того, уготовать путь Кому онъ былъ посланъ. Но въ то же время, понимая слова тѣ въ переносномъ духовномъ смыслѣ, указываетъ на превосходящее разумъ сочетаніе во Христѣ Божественнаго и человѣческаго естества. Облекся Сынъ Божій въ человѣческую природу и плотію человѣческой ходилъ по землѣ. Но насколько превосходнѣе человѣкъ обуви, которую носитъ, еще много больше превосходитъ Богъ Свое твореніе. Однако легко человѣкъ одѣваетъ и скидываетъ свою обувь, а неотдѣлимо нынѣ человѣческое естество отъ Божественнаго въ Сынѣ Божіемъ. Несліянно, неизмѣнно, нераздѣльно и неразлучно соединились они.

Но какъ совершилось сіе Божественное таинство? Какъ совершилось сіе соединеніе — непостижимо то человѣческому уму: «Преславну бо сущу зачатію, непостиженъ есть образъ рожденія» (Догматикъ 7 гласа). Съ благоговѣніемъ приступи тотъ, кто хочетъ о семъ богословствовать. Не дерзай разсуждать паче должнаго, но научись смиренію отъ Величайшаго изъ рожденныхъ Женами и, преклонься старайся уразумѣть и учить лишь, чтó Богъ открылъ.

Когда настало время, пришелъ Христосъ ко Іоанну.

Хотя они были близкіе родственники, Іоаннъ не зналъ Іисуса, ибо до того дня не приходилъ Іисусъ въ пустыню, въ которой постоянно пребывалъ Іоаннъ.

Богомъ было предвозвѣщено Іоанну, что по Духу, сходящему на Мессію, узнаетъ онъ Его. Но едва подошелъ Іисусъ, ощутилъ Іоаннъ благоговѣніе и трепетъ: «Мнѣ подобаетъ отъ Тебя креститься и Ты ли грядешь ко мнѣ», — сказалъ онъ Пришедшему.

«Оставь нынѣ, такъ подобаетъ намъ исполнить всякую правду», — отвѣтилъ Христосъ.

Какую правду? Исполнить то, чтó волею Божіею предопредѣлено для нашего спасенія. Исполнить правду, что смиреніемъ, а не гордостью и самопревозношеніемъ, что покорностью волѣ Божіей, а не своеволіемъ и своимъ искусствомъ, познается Богъ, стяжается вѣчное спасеніе, достигаются чертоги небесные.

Покоряется Іоаннъ и креститъ Іисуса. Смиренно Царь небесъ преклонилъ главу Свою подъ десницу Своего раба, преклонился Творецъ предъ Своимъ твореніемъ.

Вострепеталъ Іорданъ и съ нимъ все естество водное. Разверзлись небеса, знаменуя тѣмъ открытіе людямъ пути къ Богу и къ небеснымъ Обителямъ, раскрытіе истинъ Божественнаго Писанія. Возгремѣлъ гласъ Отца: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ благоволихъ». Духъ Святый въ видѣ голубя сошелъ на Сына Божіяго, какъ человѣка стоявшаго въ Іорданѣ. Исполнилось то, что было Іоанну предречено Богомъ, не было больше сомнѣній: передъ нимъ стоялъ Мессія, Самъ Сынъ Божій.

Такъ открылась міру Святая Троица. «Троицы явленіе во Іорданѣ бысть, самое бо Пребожественное Естество Отецъ возгласи: Сей крещаемый Сынъ возлюбленный Мой; Духъ же пріиде къ подобному, Его же благословятъ людіе и превозносятъ во вся вѣки».

Не было тамъ множества народа, лишь Іоаннъ Креститель былъ представителемъ всего рода человѣческаго. Отъ него возвѣщается о имъ видѣнномъ и слышанномъ. Имъ начинается проповѣдь о Святой Троицѣ и вѣра въ Нее утверждается и раскрывается полнѣе устами Самаго Сына Божіяго и откровеніями Святаго Духа.

Погруженіе Христа во Іорданъ и явленіе тамъ Святой Троицы освятило воды Іорданскія, а съ ними и все водное естество.

Вода — основа всего видимаго міра. При сотвореніи міра, какъ говоритъ книга Бытія, «Духъ Божій носился надъ водою» (Быт. 1, 2). «Въ началѣ словомъ Божіимъ небеса и земля составлены изъ воды и водою», пишетъ святой апостолъ Петръ (2 Петр. 3, 5).

Всюду имѣется вода въ томъ или иномъ видѣ, въ видѣ ли влаги или въ видѣ пара. Не можетъ жить безъ воды ни животное ни растеніе. Имѣется влага и въ твердыхъ каменіяхъ, и въ глубинахъ земли, и въ воздухѣ.

Съ грѣхопаденіемъ человѣка осквернилась и вся природа, стала тлѣнной и носить печать грѣха.

Спасая человѣка, Господь и природу пріуготовляетъ къ очищенію отъ скверны. Освятивъ въ Іорданѣ водное естество, Господь далъ силу ему возрождать человѣка въ крещеніи и получать при церковныхъ священнодѣйствіяхъ благодать Святаго Духа для исцѣленія немощей человѣческихъ и прогнанія силы бѣсовской. Вмѣстѣ съ водою очищается и освящается и вся природа, пріуготовляясь къ вѣчному Царствію Божію. Пока продолжается грѣхъ, «вся тварь совокупно стенетъ и мучится донынѣ» (Рим. 8, 22) говоритъ апостолъ Павелъ, но и она надѣется, что освобождена будетъ отъ рабства тлѣнію въ свободу славы чадъ Божіихъ (Рим. 8, 21).

Начало тому освобожденію положено было въ Іорданѣ, когда Христосъ влилъ освященіе въ его воды.

Просвѣщеніе рода человѣческаго и вмѣстѣ съ тѣмъ освященіе его и всей природы будетъ продолжаться до дня Господа нашего Іисуса Христа, когда разгорѣвшіяся стихіи уничтожатъ нынѣшнія небо и землю, и будутъ новыя, въ которыхъ обитаетъ правда.

То будетъ не новое твореніе, а очищенная отъ послѣдствій грѣха обновленная природа, гдѣ спасенный воскресшій родъ человѣческій, наслаждаясь свѣтомъ Живоначальной Троицы будетъ съ ангелами славить Отца и Сына и Святаго Духа.

Источник http://www.russportal.ru/index.php?id=church_writing.john_shanghai1994_00_019